И.С.Тургенев «Певцы».
Литература (3 класс)
Учебник: учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева
Страницы:
Наглядно-демонстрационные материалы:
толковые словари, портрет писателя, ноутбук, проектор.
Вводная часть:
Структура и содержание урока.
№ Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность ученика Форма деятельности
1 Организационный момент Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку Фронтальная
2 Речевая разминка Организует выполнение заданий разминки Выполняют задания разминки Фронтальная, индивидуальная
3 Проверка домашней работы Проводит тестирование детей Выполняют задания теста Фронтальная
4 Актуализация знаний Предлагает прочитать тему урока и вспомнить произведения И.Тургенева. Читают «про себя» и хором, перечисляют прочитанные ими произведения Фронтальная
5 Постановка учебной задачи Помогает сформулировать учебную задачу Формулируют учебную задачу Фронтальная
6 Решение учебной задачи Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста, словарная работа. Организует работу с текстом: выборочное чтение, чтение по «цепочке», выразительное чтение. Решают учебную задачу через работу с учебником. Фронтальная, групповая
7 Рефлексия Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы Формулируют выводы. Фронтальная
8 Домашнее задание Предлагает разноуровневое задание Записывают в дневники Фронтальное
1. Организационный момент.
-Звенит звонок.
- Начинается урок.
- Напутствие детям.
2. Речевая разминка.
Упражнения, развивающие речевой аппарат.
1)Упражнения для губ:
а) Удерживание губ в улыбке. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
б) Вытягивание губ трубочкой;
в) Чередование положений губ в улыбке и трубочкой;
г) Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик.
2) Упражнение для языка.
а) Показать широкий язык.
б)Показать узкий язык.
3) Чистоговорки по слайду с антиципацией последнего слова.
4) Прочитай предложение с интонационным выделением указанного слова.
Я сыграю одну мелодию.
5) Прочитай предложение как показывает маска.
Ах, эти ноты!
6) Фотоглаз.
звук
Малыш
Музыка
Сверчок
Снежинка
3. Проверка домашнего задания.
- Дома вы были в роли читателей.
- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?
- Проверим. Ответьте на вопросы теста.
Тест.
1) Родина композитора Моцарта ?
а) Вена б) Зальцбург в) Париж
2) С кем встретился маленький Моцарт?
а) Сверчок б) Волшебник в) Друг
3) Сколько лет было Вольфгангу Моцарту?
а) 6 лет б)5 В) 4
4) Как встретила публика маленького Моцарта в Вене?
а) С восторгом б) С сомнением в) Равнодушно
5) С чем сравнивает автор оживший зал после выступления Моцарта?
а)со снежинкой б) с бабочкой в) с цветком
Самопроверка теста.
Основная часть:
4. Актуализация знаний.
- Прочитаем тему урока и вспомним произведения И.С.Тургенева.
5. Постановка учебной задачи.
- Настоящий, талантливый музыкант может заставить своих слушателей переживать, волноваться, радоваться, страдать. Он может полностью выразить себя в звуках, то есть передать в музыке свои мысли и чувства. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Тургенев был тем писателем, в жизни которого искусство имело очень большое значение. К его оценкам прислушивались не только поэты и писатели но и художники, и композиторы.
Сам Тургенев писал: «Я рад, что эта книга вышла, мне кажется, что она останется моей лептой, внесённой в сокровищницу русской литературы» ( «Записки охотника»)
Есть мнение, что состязания певцов существовали только у древних восточных народов. У русского народа тоже бытовала эта традиция. Она, кстати, и сегодня жива, только приобрела форму больших или маленьких праздников, песенных фестивалей.
Тургенев в любом человеке, своем герое, стремился уловить отблески «идеального» и потому часто изображал его в состоянии душевного подъема.
А сегодня мы познакомимся с новым произведением И.С.Тургенева «Певцы». Обратите внимание на то, как автор описывает словами звуки, передаёт мелодию.
6. Решение учебной задачи.
С вопросами теста вы справились, но достаточно при чтении быть только внимательным читателем? Конечно, нужно ещё читать вдумчиво, грамотно.
а) - В тексте встретится много слов, выражений, значение которых сразу не понятно. Разберём их смысл .
рядчик –тот, кто управляет фальцет –пение высоким голосом
сиплый –глухой, низкий голос забавны - интересны
сведущие люди - знающие лезть из кожи – очень стараться
знают толк в пении -профессионалы отделывать завитушки- удивительные вещи
неистовый взрыв - буйный, безудержный залихватская,заносистая удаль-лихая смелость
б) Чтение 1-й части учителем.
-Как звучал голос рядчика?
-Какую песню исполнял рядчик?
-Для чего пел рядчик?
-Что испытывал рядчик, когда исполнял песню?
Физкульминутка.
в) Чтение 2-й части по цепочке детьми.
-Как вёл себя рядчик?
-Почему рядчик проявил «лёгкое беспокойство»?
-Какую песню исполнял Яков?
-Для кого пел Яков?
-Согласны ли вы с тем, что победа досталась Якову?
г) Сравнительный анализ исполнения песен рядчиком и Яковом.
Рядчик Яков
поёт для публики пытается отстранится от публики
берёт ноты в большом диапазоне вкладывает в пение душу
д) Прослушивание русской народной песни «Не одна в поле дороженька пролегала» (А.Градский)
Завершающая часть:
7. Рефлексия.
Подведем итог нашей работы.
Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? Что особенно ценит И.С.Тургенев в пении?
И если мы научимся понимать, ценить и беречь искусство, значит, мы сумеем жить по законам добра и красоты и наша жизнь будет заполнена «поэзией».
Домашнее задание:
Первого уровня:
8. Домашнее задание.
Подготовьте пересказ любой части.
-Вы, ребята, были активными, внимательными и сообразительными .Спасибо вам за хорошую работу. Урок окончен.
Второго уровня:
Третьего уровня: